Неспящий человек

Полное описание по теме: "неспящий человек" от лучших астрологов.

Считается, что человек просто не может долго не спать. Ученые много лет исследовали этот вопрос. Военные врачи самыми изощренными способами старались «обмануть» мозг человека и заставить его обходиться без сна. Но через несколько дней испытуемые солдаты все равно засыпали. Проводили опыты и на крысах, не давая им спать по много дней с помощью механизмов, заставляющих их бегать, когда те пытались заснуть. Но уже через 2 недели животные серьезно заболевали: начиналось острое нарушение обмена веществ и отказ внутренних органов.

Неспящий человек

Даже организаторы книги рекордов Гиннеса исключили данную категорию из соревнований, чтобы участники не наносили непоправимый вред своему здоровью. Так, в 1965 году один из рекордсменов — школьник Рэнди Гарднер — не смыкал глаз 11 дней подряд. Сначала парень просто чувствовал себя усталым, но позже у него начались галлюцинации и навязчивые идеи, в конце он совсем перестал нормально соображать и не мог выполнить элементарные задания, речь его стала совершенно бессвязной. К счастью, после прекращения эксперимента подросток полностью восстановился.

Неспящий человек

Существует редкое генетическое заболевание — фатальная семейная бессонница (FFI), обычно начинающаяся во время полового созревания и быстро прогрессирующая от простой бессонницы до мышечных спазмов и психозов. Чаще всего болезнь заканчивается впадением пациента в кому.

Так как же при таких ужасных последствиях некоторые люди умудряются обходиться вообще без сна? Данное заболевание ученые окрестили хроническим колеститом. Оно бывает врожденным или приобретенным в результате болезни или серьезного потрясения. Чаще встречается у мужчин. Самое поразительное, что в остальном здоровье людей-феноменов не хуже, чем у других.

Известно, что тело человека может отчасти приспосабливаться к некоторым потерям организма: например, если удалить желчный пузырь, его функции возьмут на себя другие органы. Что будет если совсем убрать из жизненного цикла сон, может ли организм перестроиться и под это? Среди животных тоже есть похожие аномалии: киты способны не спать по нескольку месяцев, при этом у них отдыхает то одно, то другое полушарие мозга. Может быть, у людей с хроническим колеститом в силу невозможности заснуть развилась схожая сверхспособность?

Неспящий человек

Один из первых случаев абсолютной бессонницы был зарегистрирован в конце XIX века. Интерес журналистов вызвал американский фермер Д. Джонс, у которого начались приступы самой долгой в истории человечества бессонницы: он провел без сна целых 3 месяца, а через год случился новый приступ — уникум не спал 131 сутки. Впоследствии приступы становились все чаще и дольше. Мистера Джонса, однако, все это не слишком расстраивало. К удивлению врачей, мужчина чувствовал себя абсолютно нормально.

В 50-е годы прошлого века в Америке проживал чудной 90-летний старик Ал Харпин. Жил он достаточно бедно, в хибарке среди трущоб местной нищеты. Он привлек внимание исследователей тем, что не спал ни часу в жизни. Ученые проверяли дедулю со всех сторон и тщательно наблюдали за ним, не мошенничает ли он, но Харпин и вправду не ложился спать, лишь отдыхал немного, сидя за чтением любимых книг. В остальном мужчина отличался отменным здоровьем, хорошо ел и не страдал от своей бессонницы.

Неспящий человек

Через десять лет журналисты описывают аналогичный случай – один испанский бедняк отправился пешком в Мадрид, так как у него не было денег на билет. Ему пришлось пройти целых 200 км! Звали чудака В. Медина, а шел он к столичным докторам в надежде, что те вылечат его от бесконечной бессонницы. Врачи пожалели бедолагу и, действительно, пытались ему помочь. Но выяснили, что мужчина просто не способен спать. Радушные доктора даже оплатила Медине обратный проезд, однако больше ничем помочь не смогли.

В наше время во Вьетнаме проживает 65-летний Тай Нгок, который после перенесенного гриппа не может заснуть уже более 40 лет. Тай большой любитель выпить, но в остальном вполне здоров.

Среди жителей СНГ также было зарегистрировано несколько случаев хронического колестита. В 1979 году в Минске произошла почти шекспировская трагедия: ревнивая жена отравила 26-летнего Якова Циперовича. Попытка убийства закончилась для несчастного клинической смертью, врачи насилу откачали пациента. После этого с Яковом стали происходить настоящие чудеса. Его чутье значительно усилилось, он приобрел дар, близкий к провидению. К тому же стал стареть гораздо медленнее своих ровесников. Но был и побочный эффект — Циперович совсем разучился спать и поначалу очень страдал из-за изнуряющей бессонницы. Но со временем совершенно свыкся и с этим. В данный момент Яков проживает в Германии и является одним из самых известных людей-феноменов.

Неспящий человек

Смотрите также репортаж компании REN-TV про украинца Федора Нестерчука, окончательно потерявшего сон 26 лет назад.

Не исключено, что в процессе эволюции через пару сотен лет люди совсем перестанут спать. Ведь в мире столько интересного, чтобы тратить треть жизни на сон.

Говорят, человек может прожить без сна только 10-11 суток. Но из этого правила есть исключения. В мире несколько десятков людей, которые не спят годами и даже десятилетиями. Среди них — вьетнамский фермер, британская учительница и житель Минска. Для кого-то из них бессонница превратилась в проклятие, а кто-то почти не страдает от странной болезни.

Расстройство нервной системы, приводящее к полному отсутствию сна, врачи называют колеститом.

Обычные люди чувствуют дискомфорт, обходясь без сна даже сутки-двое. Портится настроение, временами притупляются или, напротив, болезненно обостряются зрение и слух, катастрофически падает работоспособность. Без кофе и прочих стимуляторов становится невозможно сосредоточиться. Это состояние испытывал на себе каждый студент, готовящийся к сессии. На третьи-пятые бессонные сутки начинаются более серьезные проблемы: галлюцинации, кошмары наяву, может развиться вполне серьезная депрессия. Ставить на себе подобные эксперименты не порекомендует ни один врач.

Однако в природе существует редкий недуг, который опровергает все медицинские законы — пожизненная бессонница, или, по-научному, колестит. За всю историю медицины были известны ее единичные случаи.

Читайте также: С мнительностью нужно бороться юмором

В 1940–1950 годы в Нью Джерси проживал старый человек по имени Ал Харпин. Старику было около 90 лет, и он был практически нищим. Бездомные вроде него ютились в хижинах из листьев и ветвей деревьев. Такую же выстроил себе и Ал, вот только в его пристанище не было ничего похожего на кровать или лежанку. Эти предметы ему просто не требовались: сколько он себя помнил, Ал Харпин не умел спать. Ему это просто не требовалось. О чудесном старичке ходили легенды, и в его хижину стали наведываться доктора. Ни один из них не мог понять, в чем секрет Харпина, который действительно не спал. В течение нескольких часов он отдыхал сидя или лежа — и таким образом восстанавливал силы. Сам старик простодушно считал, что своей особенностью обзавелся еще до рождения: мать рассказывала ему, что во время беременности сильно ударилась животом.

В американской газете конца XIX века была опубликована следующая заметка. “Дэвид Джонс вызвал особый интерес у местных врачей, так как несколько лет назад провел без сна 90 суток, через год — 131 сутки, в настоящее время он переживает очередную волну бессонницы”. Автор заметки рассказывал, что удивленные медики установили за Джонсом круглосуточное наблюдение и убедились: мужчина действительно не спал. По словам окружающих, Дэвид не жаловался и, казалось, не испытывал никакого дискомфорта — наоборот, в освободившееся время охотно занимался делами своей фермы. Никаких причин своего состояния он тоже найти не мог — разве что сообщил врачам, что в юности много курил. В конце концов врачи просто оставили его в покое.

К сожалению, не все переносят колестит так легко, как американский бродяга Харпин и фермер Джонс. Для сорокалетней учительницы Джоаны Мур отсутствие сна стало сущим проклятием. Вечером 1962 года она вернулась домой из школы, где в то время работала. Джоана устала за день. Она почувствовала сонливость, зевнула… а дальше произошло нечто, чего ни сама женщина, ни врачи до сих пор не могут объяснить. Джоана рассказывает, что в тот момент как наяву увидела свою покойную мать, а затем у нее в голове словно “что-то сместилось”. Мисс Мур не заснула ни в ту ночь, ни в следующую. Больше она не спала никогда. К сожалению, сумев выжить без сна, она чувствует себя ужасно. Джоанна рассказывает, что желание спать теперь одолевает ее и днем, и ночью. Она постоянно ощущает слабость и усталость, но заснуть не может, как ни старается. Никакие снотворные и успокоительное препараты не смогли ей помочь. Врачи, обследовавшие Джоанну Мур, пришли к выводу, что у нее поражена часть головного мозга. Как ни странно, по остальным медицинским показателям здоровье Джоан в норме. Но психологически каждая бессонная ночь становится для нее испытанием. “В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей Земле”, — жалуется она.

Вьетнамец Тай Нгок не спит 39-ый год подряд. Колестит поразил его после перенесенной лихорадки. Долгие годы вьетнамец оставался здоров и работоспособен. Но давая интервью в 2006 году, Тай признался, что из-за отсутствия сна стал чувствовать себя “как растение без воды”.

Соотечественник Тая Нгока, крестьянин Нгуен Ван Кха, не смыкает глаз немногим меньше — уже 27 лет. По словам Нгуена, последний раз он нормально спал в 1979 году. Затем с ними стало происходить что-то странное. Однажды вечером, закрыв глаза, Кха почувствовал сильное жжение под веками, а в его сознании возник образ пылающего огня. С тех пор это происходило всякий раз при попытке задремать, и уснуть Ван Кха не удавалось. Более того, он вообще перестал закрывать глаза. За минувшие годы феномен неспящего вьетнамца так и не нашел научного объяснения. По рекомендациям разнообразных медиков Кха перепробовал большое количество различных европейских лекарств и средств восточной медицины, но все было напрасно. К счастью, Кха, по его словам, чувствует себя вполне хорошо и от своего причудливого недуга никак не страдает.

Один из самых знаменитых “неспящих” — житель Минска Яков Цеперович. В возрасте 26 лет он пережил клиническую смерть. По некоторым данным, ревнивая супруга попыталась отравить его, подсыпав что-то в вино. Мужчине стало плохо, его увезли на “скорой”. Врачи в буквальном смысле “достали” Якова с того света. Правда, вернулся он другим человеком.

Яков долго приходил в себя, заново учился разговаривать, переписывался с окружающими на листе бумаги. Но с его телом происходили удивительные перемены: молодой человек ощущал удивительный прилив сил. Его посещали свежие мысли и идеи, причем некоторые были облечены в стихотворную форму — хотя до этого Цеперович никогда не писал стихи.

На этом странности не закончились. Окончательно вернувшись к нормальной жизни, Яков обнаружил, что потерял способность спать. Первое время это доставляло огромные мучения. Спать очень хотелось, как это бывает во время обыкновенной бессонницы, но уснуть мужчина не мог. При попытке прилечь Яков слышал в своей голове какой-то щелчок, и, по его собственному описанию, чувствовал, словно какая-то сторонняя сила заставляет его садиться в постели. “Это был самый настоящий кошмар, — вспоминает он. — Непрерывная борьба за возможность хоть на мгновение забыться во сне”.

Спустя какое-то время наступил перелом: организм Якова, по-видимому, научился обходиться без сна. Физические силы стали прибывать словно по волшебству: Яков без всякой усталости мог отжиматься часами, поднимать гири. Самое интересное заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, Цеперович перестал стареть. Фотографии, на которых ему 40-43 года, неотличимы от снимков, сделанных в 25-26 лет.

“У меня такое состояние, как будто времени нет вообще, говорит Яков.- Я не чувствую прожитых лет. Такое ощущение, что бесконечно длится один и тот же день без разрывов и промежутков. Мне кажется, что моя жизнь будет продолжаться бесконечно”.

Вскоре его состоянием заинтересовались врачи. Они установили, что мужчина действительно не спит, и обнаружили, что температура его тела не поднимается выше 34 градусов. Больше никаких патологий и изменений в его организме обнаружено не было. Сейчас Яков Цеперович живет со второй супругой, у них есть сын. Чтобы на время “отключаться” от внешнего мира без помощи сна, он занимается йогой и медитирует.

Несмотря на свое великолепное, казалось бы, здоровье, Яков тоскует по утраченной возможности спать и не считает освободившиеся ночные часы “подарком”. “Как ни странно, я это время никак не использую, — однажды сказал он. — Господь подарил мне жизнь, и я просто живу. К тому же, поймите, для меня это не дополнительное время, а просто обычное время, которое есть у каждого человека, и заполняю я его обычными делами. Конечно, ночью не будешь заниматься шумными делами, когда все вокруг спят. Поэтому в это время я читаю, пишу, думаю”.

“Мне и сейчас по-прежнему хочется стать нормальным человеком, который может спать”, — признается Цеперович.

Филимонова Яна

Хроника отторжения внешнего мира и медленного погружения в полное отрешение, скрупулезное описание постепенного ухода от людей и вещей в зону «риторических мест безразличия».

Трейлеры
Знаете ли вы, что…
  • Фильм снят по одноименной книге французского писателя Жоржа Перека (1936 — 1982).
Если вам понравился этот , не пропустите… развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их… все рекомендации к фильму (20) скрытые оцененные фильмы (5)
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию…
  • Все:
  • Положительные:
  • Отрицательные:
  • Процент:91.2%
  • Нейтральные:

ещё случайные

Все мы, так, или иначе сталкиваемся с моментом, когда мы замыкаемся сами в себе, по собственному желанию уходим закрываем двери от внешнего мира. Кто-то в таком состоянии пребывает несколько дней, кто-то умудряется прогнать его подальше от себя, а кто-то в нём остаётся навсегда.

Такой тип одиночества наглядно продемонстрирован Бернаром Кейзанном в его эксперименте ни имеющего аналогов на сегодня, снятым по одноименной книге Жоржа Перека «Человек который спит» 1974 года, где лишь голос рассказчика является одним единственным рассказчиком истории об намеренном одиночестве, хотя лучше всего картине удаётся показать само одиночество, собственно самим взглядом главного героя, сыгранного Жаком Списсером, обстановкой его комнаты, ставшей для него «необитаемым» островом, картиной на стене и даже шестью парой носков, замоченных в розовом тазу, — всё это показано с пугающей реалистичностью, от которой немного становится не по себе.

Перед нами как уже указано в официальном синопсисе, предоставлена фактически документальная хроника жизни замкнутого индивидуума. Снятая причём очень даже вкусно, создающая эффект полного присутствия, даже больше, порой лично мне при просмотре казалось, голос рассказчика говорил со мной.

О самом герое ещё хотелось бы сказать, что больше пугает тот факт, что сама изоляция от внешнего мира ему в радость! Ему не к чему стремиться, ему не зачем идти на работу, ему не зачем встречаться с друзьями, или заводить отношения с противоположным полом, всё что ему нужно, это быть совершенно свободным от всего этого, остаться навсегда одиноким, и уставиться в потолок с уже почти стеклянным взглядом. И когда смотришь эту картину, на твоих глазах словно бы умирает человеческая душа, которая лично сама желала этого. Насчёт актуальности самого фильма спорить бессмысленно, ведь всем известны слово, которым называют добровольных одиночек ведущих полу-социальную жизнь?

Выводы к концу фильма напрашиваются сами собой, а после просмотра остаётся некий горький осадок, и комок в горле, такие ощущения особенно останутся у тех людей, кому знакомо настоящее одиночество в четырёх стенах.

Всё как прежде, ты просыпаешься, делаешь кофе, закуриваешь сигарету, пускаешь дым в потолок, и тебя не волнует ни время, ни даже конец света, потому как для тебя всё утратило смысл.Смотреть обязательно!

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 14 / 2

1 декабря 2016 | 03:28

«Ты сидишь, и тебе хочется только ждать, ждать лишь того момента, когда ждать будет уже нечего».

Этот фильм образец прекрасного соединения кинематографии и литературы, визуального и словесного искусств. Если отключить звук, то можно наслаждаться «заснятыми на светочувствительную плёнку движущимися изображениями, создающими впечатление живой действительности» (определение «кинематографии» по словарю Ожегова). Если закрыть глаза, то можно слушать приятный женский голос, зачитывающий текст из книги Жоржа Перека. Но вместе изображение и звук рождают этот удивительный фильм об одиночестве, безразличии, равнодушии, молчании, которые выбирает для себя главный герой — 25-летний житель Парижа — посреди жизни города и движения толпы.

За исключением некоторых крупных планов главного героя и предметов, камера всегда в движении. Она движется (и мы вместе с ней) по пустынным улицам, паркам, набережным, охватывает лестничные пролеты, статуи, скользит по перевернутым стульям в учебной аудитории. Париж предстает не как красивый неизведанный город, а как город для обывателя, который сто раз ходил по всем улицам и побывал во всех местах.

Пару раз в кадре появляются камеры наружного наблюдения, и один раз крупный план камеры сменяется на крупный план человеческого глаза. Потрясающее сравнение той беспристрастности, с какой камера фиксирует жизнь и какой хотел добиться главный герой по отношению к миру.

Фильм вовлекает в себя не только прекрасной операторской работой и чудесами монтажа, но и звучащими перечислениями, повторениями, сравнениями — невероятным описанием того состояния, которое переживает главный герой и которое знакомо, в той или иной мере, каждому.

«Ты ничему не научился и понял лишь то, что одиночество и безразличие ничему не учат».

Этот фильм (как и одноименная книга) будет полезен любому жителю любого города.

10 из 10

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 17 / 3

6 марта 2014 | 16:17

Начну с того, что я посмотрела этот фильм в несколько подходов. Он не настолько сложен, просто его хотелось понять и принять. Люди бояться таких кинолент. Да именно бояться. Потому что они не хотят осознавать своей отстраненности от мира, они не готовы принимать тот факт, что жизнь скучна и однообразна. Но герой этого фильма это понял. Понял довольно-таки рано, возможно, это его удача по жизни, а может и наоборот. Все ли мы хотим жить, так как живем, достаточно ли нам этого, просто идти не вперед, а просто идти, волочить свое «Я». Герой, переосмыслив свою каждодневную рутину, понял, что ему этого не хочется, и он не готов с этим бороться. Ему просто нравится состояние сна, то есть состояние безмятежности вокруг своего существования. Ему хочется быть как тот старик, который сидит на скамейке, он становится его идеалом, тем человеком, который принимает себя « за солнечные часы». В них время просто рассыпается, так же как и в нашей жизни. Но к чему приводит отказ от былого? Да ни к чему, у него остается все тоже пустое существование, что и было ранее. Так что же все- таки выбрать? Ответ на этот вопрос каждый выбирает для себя сам.

10 из 10

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 27 / 12

22 мая 2013 | 13:03

Французский писатель Жорж Перек относился к литературе как к математике. Например, у него есть роман-липограмма без буквы «е» в тексте. А в романе «Жизнь, способ употребления» он кропотливо описывает жизнь парижского дома с помещениями, интерьерами, предметами быта и, конечно, людьми, которых — почти полторы тысячи! Роман «Человек, который спит» вышел в 1967 году и также можно считать творческим экспериментом. Как и экранизацию.

Перед нами главный герой — безымянный молодой человек. Уставший от обыденности, он погружается в вату социального эскапизма. Останавливая саму круговерть жизни, молодой человек старается уйти от всех проблем, страданий, волнений, эмоций. Он прислушался к совету Франца Кафки: «Тебе не надо выходить из дому. Оставайся за своим столом и слушай. Даже не слушай, только жди. Даже не жди, просто молчи и будь в одиночестве. Вселенная сама начнет напрашиваться на разоблачение, она не может иначе, она будет упоенно корчиться перед тобой». Но как-то так получается, что схема начинает работать против главного героя.

Медитативный фильм, способный, как мне кажется, погрузить в анабиоз часть зрителей. Тем неожиданней будет эффект пробуждения, когда спираль повествования закрутится в тугую пружину.

8 из 10

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 3 / 0

9 марта 2018 | 08:42

Этот человек связан только со своей комнатой. Остальной мир его волнует мало. Он ни чем не выделяется, ни куда не идёт, ни за что не борется, не пытается изменить свою жизнь, он безразличен, он спит. В какой момент и почему это произошло непонятно. Это просто произошло и всё. Он заснул. Его состояние нельзя назвать опасным, а скорее наоборот-безопасное. Такое ощущение, что внутри себя он что-то потерял, какой-то стержень, на подобие человеческого позвоночника, кой держит всё тело.

Не знаю, на что рассчитывает этот персонаж, но его

равнодушие, нежелание, застывшее нахождение вряд ли куда его продвинет. А может это и не равнодушие, и ни нежелание. А может он и вовсе не собирается никуда идти. Может его всё устраивает. Это понять сложно.

И всё-таки с человеком что-то происходит когда он остаётся наедине с собой, один. Он привыкает к этому, ему это нравится, он не хочет отходить от себя, впускать кого-то. Всё что ему нужно, это вода, еда, обитель и признаки жизни.

Такой фильм один в своём роде. Да и такой текст, пожалуй, тоже. Но об этом отдельная песня. Ибо тот, кто его на писал, очень интересная личность двадцатого века. На данный момент его книги практически отсутствую в продаже(в том числе и «Человек, который спит»). Но поискать стоит. А ведь после просмотра захочется прочесть.

Каждое слово оправдано. Каждое слово осмысленно. Каждая фраза-это великолепная мысль, ибо в каждой фразе звучит правда о мире человека и человеке в целом.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 10 / 0

31 октября 2014 | 21:50

Третье по счету произведение знаменитого во Франции, но малоизвестного в России писателя Жоржа Перека «Человек, который спит» было опубликовано тридцатилетним автором в 1967 году, незадолго до студенческих волнений, которые стали символом нового поколения, нового человека, да и много чего еще нового. В 1974 году режиссер Бернар Кейзанн экранизирует книгу вполне в духе литературного источника: в течение всего фильма не произносится ни одного слова, за исключением закадрового текста Перека, а единственным действующим (хотя, точнее сказать, бездействующим) лицом является молодой студент, отторгнувший «мир людей и вещей». Уход человека от реальности, тотальная отрешенность от всего вокруг многими были моментально восприняты как протест против существующего общественного устройства, что дало повод трактовать роман слишком упрощенно, в большей степени, политизированно, с бунтарских позиций, если так можно выразиться. Но если отбросить столь переменчивый политический контекст, это кино приобретет совсем иную, экзистенциональную коннотацию.

При попытке истолковать фильм возникает опасность скатиться к излишне пространному цитированию закадрового текста, обнаружив потом, что всё сказанное перестает иметь смысл, так как не обладает целостностью, которая исчезает именно в силу выборочности, «отрывочности» материала. Это тот случай, когда на первый план выходит не действие, а состояние протагониста, в которое зритель постепенно погружается на протяжении всего просмотра картины. Экранизацию книги Перека можно сравнить с подробно рассматриваемой «фотографией» внутреннего мира героя, в противоположность движению и динамике, которые более свойственны кинематографу.

Главный и единственный герой не изменяется, его психика никак не трансформируется, он уже есть нечто застывшее на месте — движется, на самом деле, сам зритель, развивается его восприятие демонстрируемой картины опустошения. Кейзанн, следуя за Переком, формулирует три условия для попадания в область полного ничего: безразличие к людям, направлениям и времени. Само безразличие здесь не должно восприниматься буквально — разницы между равнодушием и полным отсутствием в том состоянии, которое препарируется авторами, де-факто не существует. Безымянный студент, сидящий в крохотной съемной комнате, не реагирует на стук в дверь и выбрасывает оставленные записки, а слова использует только в сугубо практических целях, чтобы купить сигареты или еду, но не говорит «пожалуйста» или «спасибо». Это слова для людей, которых уже нет, теперь есть только объекты для обмена денег на товар. Ему не всё равно, куда идти — для него уже нет самого понятия «куда». И направления не то чтобы равнозначны — их уже нет совсем. Поэтому он бродит по городу, не спрашивая дороги, без цели и ориентиров. Или не бродит, а просто лежит на кровати — разницы между трещинами на потолке и парижскими площадями тоже нет.

Утрата времени — последняя из трёх ипостасей отрешения. Если предыдущие две как даются, так и понимаются почти на бытовом уровне, то время уже не имеет столь ясных аналогий, оно абсолютно неосязаемо и не дает права выбирать, что с ним делать. Интересно, что проблема преодоления силы времени, проявляемая в кинематографе в самом широком спектре, от философского арт-хауса до фантастических комедий, здесь упоминается буднично, между делом, и даже не в качестве проблемы, а как свершившийся факт — времени для героя больше не существует. Прошлое, настоящее и будущее неразличимы, они сливаются в непонятную и неприятную субстанцию, их хочется отторгнуть, быть вне их власти. Отсутствие времени, как следствие, порождает потерю памяти, то есть мостика между вчерашним Я и сегодняшним. Память — единственный способ сохранять свою уникальность и цельность, то есть качества, прямо противоположные тому, чего добивался герой фильма. Без прошлого нет памяти, без будущего — нет направления, а настоящее — это пустота, без людей, без радости, без переживаний. Пожалуй, такова формула сошествия в небытие.

9 из 10

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 17 / 0

2 сентября 2015 | 23:07

«Но в один из таких дней, чуть позже или чуть раньше, ты вдруг понимаешь, и это не удивляет тебя, что всё как-то не так, что ты не знаешь, как жить, и никогда этого не узнаешь».

Примерно с этого начинается не длинное, всего час семнадцать минут, но по всем признакам нелегкое путешествие в мир отчуждения и забвения под чутким руководством французского писателя Жоржа Перека и его экранизатора Бернара Кейзанна.

1967 год. Некогда стагнирующая, уснувшая после потрясений войны, Европа, входит в последнюю фазу своего беспокойного сна. Она уже готова встать не с той ноги, по ее лицу проходят мелкие судороги, и оттенок какой-то серьезности проскальзывает во всех ее чертах. То же и люди, готовые вот-вот проснуться и стройным вихрем в мае 1968-го года пройтись по всей ее системе, поставив ее под сомнение и требуя совершенно новых условий жизни, морали и существования в целом. Но пока Европа грезит тревожными последними снами.

Жорж Перек, писатель-экзистенциалист, чутко уловил общественные настроения и постарался отразить их в относительно короткой книге «Человек, который спит». А так как для французской литературы этот автор очень важен, то спустя несколько лет появилась и своеобразная экранизация, такая же авангардная, как и первоисточник.

У этой истории нет героя. С одной стороны он есть, молодой студент, однажды решивший разорвать все связи с жизнью и уйти в уединение, но с другой стороны мы не знаем о нем ничего, даже его имени. Бернар Кейзанн, как и Перек, обращается к нему на ты, подменяя героя самим читателем-зрителем. Ведь кто ни разу не засомневался в целесообразности жизни, кто ни разу не посчитал ее нелепой и бессмысленной?

Этот герой ни с кем не взаимодействует — каждый, кто пытается наладить с ним связь, лишь в самом начале, нарывается на стену молчания и отступает, да и сам герой не произносит не звука. Закадровый текст превращает фильм в визуализацию эссе Перека, а оператор под руководством режиссера лишь снимает эффектные кадры с молодым человеком, представляющим это самое «ты». Сам текст — это фиксация ощущений героя, его сомнений и трансформации, а так же описание несложных действий, составляющих внешнюю сторону его жизни — прогулки, одинокие пасьянсы, изучение и пересчет трещинок на потолке, вечерние походы в бар. Это история попытки человека побороть время, побороть саму жизнь, представляемую как систему взаимодействия человека с социумом, побороть, в конце концов, себя и ждать пока мир сам раскроет в тишине свои тайны, а по сути, бессилие перед жизнью и безразличие к ней.

«Ощущение полноты жизни, причастности, принадлежности миру начинает ускользать от тебя». И вот, после часа наблюдений за попытками героя осмыслить этот мир со стороны, исключив себя из него, наконец, понимаешь, в чем вся интрига: выйдет ли герой из своего сомнамбулического состояния или продолжит жить дальше.

«Человек, который спит», созданный, как гипнотическая лента, как стих в прозе, а Жорж Перек считается одним из самых сложных французских писателей, увлекает в свой мир и в свой ритм. Очень формализованный и изысканный текст, игра текста с самим собой, с кадрами и со смыслами, требуют внимательного просмотра и даже больше, прочтения. Что и говорить, но для подобного текста, стремящегося к проникновению в человеческую сущность, сущность общества и даже жизни, требуется вдумчивый анализ каждой строчки, а в фильме Кейзанна это стремительное путешествие во внутренний ад разочаровавшегося в жизни человека, причем по всем признакам, девятый круг ада — там, где тишина, одиночество и вечная мерзлота.

Однако, фильм оставляет сильное впечатление. «Новый роман» 60-х слился с кино «Новой волны», но по-прежнему он нёс идеи экзистенциалистов. Правда, ответ на главный вопрос, «для чего жить» у «человека, который проснулся», уже совсем-совсем другой, политический.

9 из 10

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 61 / 8

24 июня 2011 | 00:06

Медитативный, депрессивный, тяжелый фильм. Он похож на исследование самого себя, предпринятое человеком, вдруг оказавшимся «лишним» в нынешней системе жизни. Закадровый женский голос заставляет бурно работать вашу фантазию, когда подробно описывается состояние главного героя. Фильм будет понятен каждому, кто находится в депрессии, кто страдал от одиночества и, особенно, тем, кто не так радужно видит себе жизнь в современном обществе.

Фильм снять на черно-белую пленку, в нем довольно много созерцательных планов Парижа, его улочек и домов. Сам главный герой с нами не общается, лишь за кадром девушка начитывает нам, собственно, то, чем является на данный момент жизнь протагониста.

Несмотря на то, что в фильме абсолютно ничего не происходит и кроме главного героя мы не видим, по сути, больше никого, смотреть фильм интересно. Это своего рода «разговор по душам». Конечно, тем, кто находится в абсолютном согласии со своей личностью, у кого нет проблем в жизни и кто успешно интегрировался в систему, фильм покажется бредом неудачника. Однако, такой подход был бы слишком поверхностным.

Любителям Кафки, идей экзистенциализма, а также всем любителям рефлексировать на тему иррациональности жизни, ее непригодности и бессмысленности.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 20 / 1

21 ноября 2014 | 05:27

Одиночество, как много интерпретаций этого явления.

У Юнга оно выступает в качестве лекарства, наделяющего жизнь смыслом.

Шопенгауэр рассматривает это состояние, как объективную реальность в которой можно быть поистине свободным. Бэкон считает, что изоляция носит сугубо животное или божественное значение. Камю под одиночеством подразумевает» роскошь богачей».

Но давайте уже поговорим о птичках.

Бернар Кейзанн, прославившийся своей дебютной лентой «Un homme qui dort»,

имеет свои собственные представления об антисоциальности.

Его риторика иллюстрирует это явление в контексте лишь одной из жизненных ступеней; начиная от нивелирования всех общественных ценностей, переходя в ненависть ко всему существующему, кончая ожиданиями и страхами.

Ситуация любого мало-мальски рефлексирующего создания, одиночество — как этап к познанию жизни, поиску своего пути.

И черно-белый Париж тут является хорошим эстетический фоном для переживаний нашего обезличенного героя «the man» и попыткой поиска «себя в себе».

И все это приводит «мена» к состоянию глубокой фрустрации.

Тщетно бытие в пределах садового кольца — постулирует нам Бернар, и в данном случае скорее соглашаешься с ним, нежели низлагаешь его видение этого хоть и субъективного, но всеобъемлющего явления как одиночества.

10 из 10

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 16 / 5

12 апреля 2014 | 23:07

Может ли человек прожить часть своей жизни в совершенной изоляции от внешнего мира? Режиссер картины «Человек, который спит» Бернар Кейзанн касается этой философской темы путем экранизации одноименного произведения Жоржа Перека. Главный герой — мужчина, о состоянии которого можно сказать только одно: он находится в состоянии глубокой меланхолии. В свои 25 лет он потерял ощущение своей принадлежности этому миру, замкнулся в себе и самое страшное то, что его всё устраивает. Человек, просто проводящий время и находящийся в ожидании того, что ждать будет нечего, уже не живет, а просто существует.

Режиссеру картины удалось исключительно точно изобразить состояние отчуждения внутри героя. Отчуждения, обусловленного полным отречением от всего мира. Действие практически не развивается в течении всего экранного времени, понять смысл картины помогает также закадровый голос. Вообще вся кинолента — это чтение отрывков из книги под соответствующий видеоряд, но, как мне кажется, всё смотрится совершенно органично. Даже без закадрового голоса можно найти в этом фильме для себя свой собственный смысл.

Я считаю, что этот фильм затронет особенно тех, кто сам находился или находится в том же состоянии, что и герой. В нем как будто озвучено всё то, о чем думают люди в похожем положении. Полное одиночество, безразличие и беспричастность — вот о чем повествует картина. Но режиссер дает понять, что герой не страдает, он считает себя совершенно свободным от всего. Волей или неволей зритель ставит себя на место главного героя, отчего фильм становится смотреть неверно тяжело. Ты как будто сам ощущаешь всё то, чем живет главный герой. Не это ли главная задача режиссера?

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 1 / 0

8 августа 2016 | 09:11

ещё случайные

Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here